Сталинские соколы в небе Ирана

Опубликовано editor в

Людмила Волобуева
17.01.2012, 15:12

 

30 декабря мой муж показал мне предновогодний номер (N 236) газеты «Красноярский рабочий» со словами: «Обрати внимание на статью Людмилы Горбуновой «Имя у него было подходящее — Иван». В ней речь идёт об Иране».

Сами мы узнали об иранской кампании совсем недавно. Я писала книгу «Памяти родные берега», тщательно изучая материалы обобщённого банка данных (ОБД) «Мемориала» о наших родственниках, которые погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Заметила много неточностей в записях, решила восстановить события и правду о тех, кто уже этого не мог сделать сам.

Так дошла до Теджена, который в информации из документа, уточняющего потери, значился как Тедисен. В Теджене умер от ран дядя моего мужа Антон Семёнович Шкорупелов. О нём я немного слышала ещё в 1960-е годы. Это родной брат Аграфены Семёновны Волобуевой — мамы моего мужа. Антоном гордились. Он был лётчиком и погиб в самом начале войны. Есть о нём информация и в банке данных «Мемориала»:

«Шкорупелов Антон Семёнович, 167 ИАП (истребительный авиаполк); воентех. 2 ранга; тех. авиац. звена, старший; член ВКП(б); 1912 года рождения; на службу призван Анжерским РВК в 1934 году; умер от ран 28.08.1941; похоронен в Ашхабадской области в Талисен (конечно, это город Теджен)».

Подумала: если Антона Семёновича ранили под Одессой (в семье почему-то думали, что немцы разбомбили аэродром под Одессой, где и погиб Антон), то почему он умер от ран в Теджене? Стала искать ответ по разным ключевым словам в Интернете и нашла сначала информацию о 167-м ИАП, затем — о Теджене. Этот город находится в 195-ти километрах к северо-западу от Ашхабада (217 километров по дороге).

Стала дальше изучать материал и натолкнулась на «Форум сайта поддержки авиационной группы пилотажа «Стрижи». А вот и воспоминания лётчика того же полка Ивана Ильича Фурсова. Интересно было познакомиться с малоизвестной страницей великой войны: советская оккупация Северного Ирана в августе — сентябре 1941 года:

«…Практически весь выпуск училища направили не на фронт, не под Москву, где шли жесточайшие зимние бои, а в Среднюю Азию, в Туркмению. Командованию было видней, оно далеко смотрело вперёд. Нас распределили в 309-ю истребительную авиадивизию Туркестанского военного округа. Проходил учёбу по профилю бомбардировщиков, а служить пришлось на истребителях. Я был определён в 167-й истребительный авиаполк, базировавшийся на аэродроме близ посёлка Мары…

У нас на самолётах в то время были кинофотопулемёты, радиостанции, под крыльями пилоны для РС (реактивных снарядов). Шестью крупнокалиберными РС был вооружён И-16 довоенных времён. А когда я вижу по телевизору, что в Чечне транспортные (а не боевые!) вертолёты вылетают на штурмовку боевиков, и бедные лётчики используют такие же неуправляемые РС меньшего калибра, по моей коже пробегает мороз от того, что при нынешних властях для Российской армии время потекло вспять…

Вскоре 309-я истребительная авиадивизия была отправлена на Западный фронт, а наш полк, получивший название «Отдельный 167-й истребительный авиаполк особого назначения», был оставлен на прежнем месте. Мы были в унынии, многие хотели подавать рапорты об отправке на фронт, как вдруг, без предварительного объявления, стали заходить на аэродром бомбардировщики ТДБ-3 (тяжёлый дальний бомбардировщик третий)…

Поступила команда грузиться в бомбардировщики и лететь в иранский город Мешхед. Чтобы поместить как можно больше людей, нас размещали в разных полостях самолёта, цепляйся, за что хочешь, лишь бы не упал во время полёта. Жуткий был полёт. Четыре двигателя надсадно ревут, самолёт дрожит и вибрирует, в щели дует морозный, набегающий воздушный поток, потому как на высоте всегда мороз. Я, как авиамеханик, понимающий, что к чему, прислушиваюсь к вибрациям, стонам и скрежету отдельных частей самолёта, к работе его двигателей, и всё время мне кажется, что-то не так и вот-вот начнём падать. Несколько часов полёта, и ад закончился, наши бомбардировщики сели на Мешхедский аэродром. Отогревшись, мы стали обслуживать и приводить в боевую готовность стоявшие здесь самолёты истребительного авиаполка…

Чем было вызвано вступление советских войск в Иран? В Иране в то время правил шах Пехлеви-старший. Сам он происходил из крестьянской семьи, ещё при нашем царе поступил служить рядовым казаком в Персидскую казачью дивизию. За хорошую и верную службу получил от нашего царя офицерский чин. Сделал карьеру офицера, совершил ряд переворотов при участии русских военных, бежавших из Советской России, к 25-му году утвердил новую династию шахов — Пехлеви. Шах симпатизировал Гитлеру и способствовал проникновению фашистов в Иран.

Иран в планах Гитлера по завоеванию мирового господства и построению тысячелетнего Рейха играл существенную роль. Иран фашисты превращали в опорный узел, из которого могли наносить с юга удар по СССР, в случае, если военные действия будут отклоняться от плана «Барбаросса», а потом служить плацдармом для наступления на Индию и Китай. В свете этого фашисты интенсивно создавали на территории Ирана соответствующие инфраструктуры, только в 1940 году поставили в Иран вооружений и материалов — больше чем 11 тысяч тонн.

Чтобы ликвидировать угрозу с юга, советское правительство 25 августа 1941 года направило соответствующую ноту Ирану. Советские войска вступили на иранскую территорию. По договору, заключённому Лениным в 1921 году, мы могли это делать по своему усмотрению. Потом на территорию Ирана вошли войска Англии и США…

…В Мешхеде мы пробыли около семи месяцев, и нас перебазировали на аэродром иранского города Горгана, поближе к турецкой границе. Северная половина Ирана со стороны Турции была наводнена нашими войсками. Предполагалось, что Турция может вступить в войну на стороне Германии и нанести по нашей территории неожиданный удар. Мы находились в постоянной боевой готовности, в любой момент готовые наносить ответный удар вглубь территории Турции…».

Этот материал много проясняет, но не отвечает на главный, поставленный мной вопрос: что же произошло в 20-х числах августа 1941 года с самолётом Антона в 167-м истребительном авиационном полку? Ещё раз убедилась в правильности девиза: «Кто ищет, тот всегда найдёт!» Нашла!!! Фрагменты большой информации «Ввод войск в Иран» даю ниже.

«…25 августа 1941 года премьер-министр Али-Мансуру получил от советского и английского руководства ноты, в которых говорилось, что германские спецслужбы затевают на территории Ирана смуту и беспорядки, а местная власть их в этом поощряет, и союзники вынуждены принять превентивные меры. СССР опирался на договор 21-го года и подчёркивал о полной исключительности немецкой опасности, вопрос территориальной целостности Ирана даже не затрагивался. В эту же ночь началась акция вторжения.

В воздухе господствовала советская авиация. И именно сталинские соколы были первыми, кто вступил в эту схватку: так, ещё в середине августа по тревоге в небо был поднят И-153 лётчика А. Ворожейкина — поступила информация о нарушении воздушного пространства, однако, нарушителя обнаружить не удалось, хотя есть косвенные данные, что пограничники поймали двух парашютистов. Перед ВОВ в ЗВО было 19 авиаполков; 11 — истребительных и 8 — бомбардировочных…

Директива ставки Верховного Главнокомандующего N 001196. Командующему войсками Среднеазиатского военного округа о формировании и вводе в Иран 53-й отдельной армии. 23 августа 1941 г., 05 ч 00 мин.

В целях обеспечения наших границ от диверсий со стороны немцев, работающих под покровительством иранского правительства, а также для того, чтобы предупредить вылазки иранских войск против наших границ, советское правительство на основании ст. 6 Советско-Иранского договора 1921 г., в силу которой советское правительство имеет право ввести войска в Иран, если поведение иранского правительства создаёт угрозу для СССР, советское правительство постановило ввести войска на территорию Ирана.

На этом основании приказываю:

…Задача 53-й Отдельной Среднеазиатской армии: до 27.08.1941 г. частями прикрытия (83 гсд, 44 кд, погран. части) обеспечить границу с Ираном, не допуская прорыва противника на нашу территорию. Особое внимание уделить направлениям: Кизыл-Атрек, Кизыл-Арват; Гаудан, Ашхабад; Мешхед, Серахс и району Кюренкала, Душак. По окончании сосредоточения основных сил армии с утра 27.08.1941 г. перейти границу Ирана и к 1.09.1941 г. занять Горган, Бендер-Гязь, Шахруд, Нов[ый] Кучан, Мешхед, Себзевар. В дальнейшем быть готовым к наступлению на Тегеран. В случае вооружённого сопротивления со стороны иранских войск уничтожить войска и материальную часть противника, не допуская отхода их на Тегеран.

…Задачи ВВС: с рассветом 27.08.1941 г. уничтожить авиацию иранцев на аэродромах Горган, Нов[ый] Кучан, Мешхед и в других дополнительно установленных разведкой пунктах; вести разведку аэродромов и войск противника; прикрыть с воздуха сосредоточение и действия своих войск, не перелетая границы до утра 27.08.1941 г.; в случае оказания вооружённого сопротивления со стороны иранских войск, взаимодействуя с наземными войсками, уничтожать живую силу, и материальную часть противника на поле боя и на подходе; не допустить налёта авиации противника на Ашхабад и Теджен.

Верховный Главнокомандующий Сталин. Начальник Генерального штаба Шапошников».

Что ещё можно открыть для себя, если поворошить хорошенько пожелтевшие листы «донесений»? Восстановлены некоторые страницы, но не полностью. И я продолжаю работать с архивами, музеями, военными комиссариатами и воспоминаниями родственников.

 

Оригинал публикации: Красноярский рабочий

 

Рубрики: Блог

Добавить комментарий

Войти с помощью: