Мы поднимаемся из нокаута

В Саратове одно министерство – минпром – заменяет пять федеральных. У нас в гостях — министр промышленности Саратовской области Сергей Михайлович Лисовский.

— Сергей Михайлович, два года назад вы сменили кресло генерального директора известного с советских времен Саратовского научно-исследовательского института машиностроения (СНИИМ) на министерское. В то время в прессе все еще появлялись отголоски дискуссий о целесообразности существования министерств на областном уровне. Ваше мнение о роли областного Минпрома в развитии области?

— Начнем с того, что министерство промышленности Саратовской области координирует несколько отраслей экономики. Здесь и промышленное производство, и наука, и энергетика – причем, энергетика всех уровней, от федеральных станций, таких как Балаковская атомная, Саратовская ГЭС, 6-я ТЭЦ, и до районных сетей. В нашем ведении находится газовое хозяйство, начиная от магистральных газопроводов (а их у нас на территории области 8) и соответствующих федеральных объектов: станций подземного хранения, распределительных станций, поселковых сетей.
Минпром курирует вопросы по уничтожению химоружия — как строящийся объект, так и институты, которые работают над этой проблемой: Шиханы и военный институт химической защиты, готовящий соответствующие кадры..
Минпром координирует систему недропользования, начиная от поисковых и геологоразведочных работ, добычи, переработки, и вплоть до реализации нефтепродуктов и других полезных ископаемых.
Фактически мы тесно сотрудничаем с пятью федеральными министерствами: промышленности и науки, атомной энергии, природных ресурсов, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, сотрудничаем с пятью оборонными агентствами: «Росавиакосмос», Агентство по обычным вооружениям, судостроению, «Росбоеприпасы» и Российское агенство по системам управления. Все эти оборонные агентства представлены в области.
На нас возложена такая ответственная в данный момент функция как лицензирование заготовки и переработки черных и цветных металлов. По этим вопросам мы тесно контактируем с правоохранительными органами и областным Советом безопасности.
Следует отметить, что за последние три года цели и задачи областного Минпрома изменились. Если раньше первейшей нашей задачей было вывести саратовскую промышленность на докризисный уровень, вернуть ее на утраченные в результате псевдореформ позиции, то ныне главной целью является обеспечение стабильных темпов роста промышленного производства. Делать это нужно за счет обновления производственных мощностей, модернизации, внедрения инновационных технологий, привлечения инвестиций и, конечно, повышения качества продукции. Разумеется, для этого жизненно важно обеспечить бесперебойное снабжение топливно-энергетическими ресурсами всех отраслей экономики и населения области.
— Что из намеченного Вами два года назад удалось реализовать?
— Деятельность Минпрома лучше всего характеризует показатель промышленного роста Саратовской области: 106,3 – этот показатель выше общероссийского — 105,3. Если смотреть рост по отраслям, то мы увидим, что на первом месте машиностроение, на втором электроэнергетика, на третьем химия и нефтехимия. Нас особенно радует, что машиностроение поднимается и темпы роста его стабильно выше чем по всем отраслям. Есть оптимистическая динамика и по росту поступлений налогов: за 9 месяцев прошлого года 4,1 млрд., а за 9 месяцев этого года — 6,9 млрд. то есть рост более чем в полтора раза. По федеральным программам инвестиций вообще резкий рост по сравнению с прошлым годом: на этот период прошлого года профинансировано было 178 млн., в этом году 891 млн.
Отмечается рост по зарплате: начали год с 2156 рублей в среднем по промышленности, а по итогам 9 месяцев средняя зарплата 2700.
— Наверняка быстрее всего растет зарплата у энергетиков?
— Нет, энергетики по росту зарплаты – лишь на четвертом месте. С большим отрывом впереди идут два предприятия со стопроцентными иностранными инвестициями. На табачной фабрике БАТ СТФ и «Хенкель-Юг» средняя заработная плата составляет более десяти тысяч рублей. Вторыми идут нефтяники – как добывающие так и перерабатывающие предприятия, на третьем месте — газовики, и, кстати, даже по энергетикам, занимающих лишь четвертое место, уровень неодинаков: самая высокая средняя зарплата на Саратовской ГЭС – 6340 рублей, чуть меньше на Балаковской АЭС – 6193 рубля, а в «Саратовэнерго» 3960 рублей.
В то же время, на мой взгляд, следует сдерживать чересчур эмоциональные реплики о стремительном росте зарплаты на всех предприятиях, находящихся в ведении Минпрома. Где-то выплачены все долги по зарплате, где-то — не все, а ряд предприятий отличился двукратным ростом размера заработка. Если брать в целом, министерству промышленности совместно с руководством предприятий удалось сократить задолженность по заработной плате с 450 миллионов рублей до 60 миллионов.

Трудный возврат наверх

— Какие изменения произошли в промышленности области за последние 10 лет?
— Объем промышленного производства пока еще не достиг уровня 1990 года. Наибольшее отставание сложилось в отраслях машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов и легкой промышленности. Превысила уровень 1990 года только электроэнергетика.
В результате изменения общегосударственной экономической политики в 1992 году Саратовская область получила наибольший удар и темпы падения ее промышленности были самые высокие. Основной удар нанесен предприятиям ВПК Саратовской области, которые были ориентированы преимущественно на производство комплектующих. Если сравнивать с другими регионами Приволжского федерального округа, то мы увидим, что для Самарской области и Татарстана графики падения промышленности прошли более полого.

Только в последние годы удалось добиться возрождения и стремительного развития предприятий бывшего ВПК.
В начале сентября я был на нижегородской ярмарке. Подхожу к стенду одной фирмы, а у них все сделано на базе разработок саратовских предприятий. Оказалось, это ребята-оборонщики из Рязани, которые внимательно изучили коньюнктуру предприятий Саратовской области и заключили с восемью из них договоры о поставках продукции на внутренних и внешних рынках. Это свидетельствует о том, что продукция саратовцев востребована и пользуется спросом.
Если говорить о перспективах оборонной промышленности, то следует отметить успешную работу саратовских предприятий в составе холдингов. Это такие предприятия как приборостроительный завод Орджоникидзе и КБПА в составе холдинга «Авиаприбор», «Алмаз-фазотрон» в составе холдинга «Фазотрон». Самому «Алмазу», к примеру, в нынешних условиях трудно пробиться на рынок. Холдинг осуществляет отгрузку наших самолетов в Китай, распределяет заказы между предприятиями холдинга, координирует их работу. Цивилизованная, нормальная, перспективная схема. 

Мы оживаем благодаря науке

Очевидно, что стабильный рост объемов производства и реализации продукции со снижением ее себестоимости, повышением качества и быстрым обновлением номенклатуры в современных условиях возможны прежде всего на основе инновационной деятельности.
В Саратовской области созданы правовые основы инновационной деятельности. Принят впервые среди субъектов федерации Закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности» (замечу, что соответствующего федерального закона до сих пор нет), а также областные законы «О гарантиях частных инвестиций в Саратовской области», «О стимулировании инвестиционной деятельности в Саратовской области».
В октябре 1999 года создан экспертный комитет по проблемам инновационной деятельности Высшего экономического совета при губернаторе Саратовской области (ВЭС), который возглавил первый проректор СГТУ, профессор, доктор экономических наук Атоян В.Р.
Комитет принял активное участие в разработке Программы развития промышленности Саратовской области на 2001-2005 годы в части мероприятий по развитию инновационной деятельности в сфере промышленного производства и проведению энергосберегающей политики, представил для инвестирования ряд инновационных проектов и стал одним из активных участников разработки Программы научных исследований в сфере промышленного производства в Саратовской области на 2001-2003 годы.
При министерстве промышленности создан Совет по научно-технической и инновационной политике, основным направлением деятельности которого является внедрение передовых разработок новых видов технологий и продукции на промышленных предприятиях области.
Наибольшее число инновационно активных предприятий области относится к приборостроению, включая специализированные приборостроительные заводы оборонного комплекса, машиностроению и металлообработке и электротехнической промышленности.
Среди уже реализованных инновационных проектов мне хотелось бы в первую очередь выделить следующие:
— разработки троллейбуса европейского стандарта (ОАО «Тролза»);
— подготовки производства вакуумных дугогасительных камер, вакуумных коммутационных аппаратов (выключателей и контакторов) для топливно-энергетического комплекса; мощных генераторных ламп — аналогов фирмы «Тошиба»; изделий пожарно-охранной сигнализации (ГНПП «Контакт»);
— разработки технологий и оборудования для горячей и холодной обработки стекла для электронной и светотехнической промышленности, для сборки компактных люминесцентных ламп и натриевых ламп высокого давления (ОАО «СНИИМ»)
— выпуска медицинских аппаратов (ФГУП ПО «Корпус» и ОАО ЦНИИИА);
— автоматизированной системы управления технологическим процессом на ТЭЦ-5 (ОАО «Саратовэнерго»);
— разработки и производства приборов для защиты зрения (НИИ «Волга»).
Значительным инновационным потенциалом обладают вузы Саратовской области, которые активно создают новые инновационные структуры, такие, например, как технопарки, являющиеся многофункциональными научно-производственными объединениями.
Прежде всего это технопарки «Волга-техника» СГТУ и «Волга» СГУ, в состав которых входят десятки инновационных структур, разрабатывающих и внедряющих в производство различные виды наукоемкой продукции и оказывающих услуги промышленным предприятиям в области сертификации продукции, защиты интеллектуальной собственности.
Рядом вузов и промышленных предприятий созданы совместные инновационно-технологические центры (ИТЦ «СПЗ-СГТУ», ИТЦ «САЗ-СГТУ»), на базе которых осуществляется разработка, внедрение и производство комплектующих и оборудования, не имеющего аналогов в мире.

Есть ли прок от федеральных округов?

— Что изменилось в экономической политике правительства и Вашего министерства с созданием Приволжского Федерального округа? Какую роль играет окружной уровень в развитии промышленности области?
— Сейчас предпринимаются попытки сделать программы развития трех определяющих отраслей для округа. В первую очередь это автомобильная — Горький, Тольятти, Ульяновск. Авиационная отрасль представлена Саратовским, Самарским, Ульяновским, Казанским авиазаводами, моторами Перми и Рыбинска, приборостроительными комплексами заводов округа. Третье направление — химия и нефтехимия. Нефте- и газодобывающие, а также нефтеперерабатывающие мощности предприятий регионов давно уже чувствуют координирующее влияние округа.
Для меня лично наиболее близкое и тесное взаимодействие предприятий округа видится в решении проблемы уничтожения химического оружия. На территории России семь арсеналов по хранению химического оружия, и из них пять на территории Приволжского федерального округа. Не случайно поэтому президент назначил Сергея Владиленовича Кириенко председателем государственной комиссии по уничтожению химического оружия, то есть налицо — президентская вертикаль, подчеркивающая высокий статус программы.
В сфере утилизации химического оружия уже были предприняты определенные шаги – от политических до экономических, включающих в себя определение затрат из федерального бюджета на финансирование. Только в этом году произошел ощутимый скачок в финансировании программы по уничтожению химического оружия. Если в прошлом году было профинансировано около 500 млн. рублей, то в этом будет профинансировано в общероссийском масштабе 3 млрд., из них на наш объект — 1,107 млрд плановых и 400 млн. дополнительных.
Мы сейчас прорабатываем вопрос о подключении региональных подразделений «Спецстроя» России — Пензенской, Самарской областей. Думаю, есть все предпосылки, чтобы в ближайшее время закончить строительство и уже в первом квартале следующего приступить к уничтожению ОВ и отработке технологий.


«Стала оперяться моя кооперация». Вслед за Маяковским это можем повторить и мы.

— Что делается для развития кооперативных связей на внутриобластном и межобластном уровнях?
— Говоря о внутриобластном уровне кооперации, можно привести целый ряд примеров. Энгельсский химкомбинат вырабатывает капроновую нить, полиамидную нить, Балашовский комбинат Балтекс изготавливает ткань, из которой там же производит свою продукцию швейная фабрика Лаке.
Такие институты как НИТИ-«Тесар», СНИИМ, ЦНИИА когда-то были федеральными и работали не на Саратов, а на Россию. Сейчас в программе этих институтов и научно-технические, и промышленные работы в значительной степени ориентированы на нужды предприятий Саратовской области. Лучшим примером кооперации может служить вагонное депо станции «Саратов-1». В работах по техническому переоснащению этого вагонного депо участвовало около десяти Саратовских предприятий, например НИИ машиностроения (который раньше играл не последнюю роль в развитии отечественной робототехники) внедрил там манипуляторы для сборки колесных пар. В результате такой кооперации по техническому переоснащению депо признано лучшим вагонным депо в России.
У нас действует комплекс соглашений, подписанных с рядом регионов о сотрудничестве, и фактически везде в них затрагивается промышленность. В первую очередь хочется назвать соглашение с Московской областью, в которую мы поставляем троллейбусы. Сначала была поставка троллейбусов в один из крупнейших городов Подмосковья –Подольск, после чего появилось дополнительное соглашение, где уже не только Подольск, но и еще 3 города готовятся к тому, чтобы там появилось троллейбусное сообщение. С Ленинградской областью у нас также заключено соглашение по троллейбусам.
Активно включаются в перспективные проекты Автоваза, такие как «Джип-нива», крупнейшие заводы области — Балаковорезинотехника, Энгельсский завод запальных свечей, Покровские фильтры, Саратовстекло, подшипниковый завод. Фактически наша область стала первым регионом, который масштабно подошел к межрегиональному сотрудничеству.
Уже упоминавшийся СНИИМ в свое время был лидером по разработке оборудования для производства кинескопов. Сегодня он нашел заказы, связанные с развитием кинескопного Воронежского завода «ВЭЛТ». Мы знаем, какая на ВЭЛТе произошла трагедия — Phillips взял у завода контрольный пакет, а после того как там было все разорено, продал за одну марку администрации Воронежской области. Так вот теперь, в рамках совместного российско-белорусского проекта «Союзный телевизор» принято решение о восстановлении Воронежского завода, на котором будет работать оборудование, разработанное в СНИИМ. Кстати, то же самое оборудование, произведенное еще во времена СССР, до сих пор работает в Паневежисе. Благодаря разумной экономической политике литовский завод все эти годы работал устойчиво, выпускал более 2 млн кинескопов. Маленькой Литве такие объемы в принципе не нужны, значит продукция, произведенная на саратовском оборудовании, шла на экспорт и в Европу и в Азию!
Недавно у нас была коллегия на «Красноармейском текстиле». На оборудовании, самое молодое из которого – 1971 года выпуска, делаются прекрасные изделия. Поставки идут в управление делами президента, и в 5-звездочную гостиницу – это говорит само за себя. Значит, культура высокая, организация труда хорошая, контроль качества по всей цепочке.
Я категорический противник того, что мы «отстаем». Наше отставание обусловлено причинами вовсе не инженерно-техническими.

58 копеек против 38, или почему чувашский киловатт дешевле, чем саратовский?

— Ваш взгляд на ситуацию в Саратовской области с обеспечением топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР).
— Этот вопрос в преддверии отопительного сезона очень актуален. Сейчас принято выделять финансовую и техническую готовность. Техническая готовность достаточно высокая по сравнению с предыдущими годами, и в этом году кампания по технической подготовке пошла более эффективно. Хотя недостатков тоже хватает.
В финансовом плане прогресс очевиден. По состоянию на 13 октября текущая оплата за энергоресурсы всеми потребителями области – 96%. Такого раньше никогда не было. Не только промышленность, но и все сферы материального производства своевременно и в полном объеме осуществляют платежи за ТЭР. Впервые полностью платит социальная сфера. Остаются проблемными ЖКХ, водоканалы и мелиорация. Из федеральных структур – воинские части, объединения, другие объекты Минобороны. Вот эти категории налогоплательщиков и снижают 100-процентный результат.
Мы сейчас решаем вопрос по увеличению подач газа. Надо отдать должное «Регионгазу» — в летний период мы относительно плановых цифр смогли увеличить подачу газа и выработка электроэнергии по «Саратовэнерго» за 8 месяцев возросла на 19 процентов. В энергетике это очень серьезная цифра
У газовиков мы тоже находим взаимопонимание. В наших газохранилищах закачан полуторагазовой запас газа. Но газовики, к сожалению, до сих пор оперируют таким нерыночным понятием, как лимит. Устанавливается заниженный лимит, а все что сверх, оплачивается по завышенной цене. Другой немаловажный фактор — это то, что созданы запасы резервного топлива. В прошлый отопительный сезон мы входили, практически не имея запасов мазута. Сейчас запасы мазута как эксплуатационного, так и резервного полностью выполнены и наши станции полностью обеспечены. При этом следует рассматривать мазут как страхующий и резервный ресурс топлива на случай резкого понижения температуры и на случай аварии на газопроводе.
Обеспеченность области электроэнергией – самый больной вопрос. Производя достаточное для собственных нужд количество дешевой электроэнергии на Саратовской ГЭС, имея на своей территории высокорисковый объект энергетики — Балаковскую АЭС, область вынуждена покупать с оптового рынка более 50% потребляемой электроэнергии по ценам, превышающим тарифы на электроэнергию у этих источников.
—        Но ведь существуют какие-то альтернативные источники энергии, например ветряные электростанции.
—        Все это в таком состоянии, что о практическом применении говорить не приходится. Да, работы по ветрогенераторам у нас ведутся, на Саратовском авиазаводе делают опытные установки. Перспективы ветроэнергетики очень заманчивые и дело не только в дармовой энергии, но и в том, что нам не нужно в этом случае вести сети, которые и сами по себе затратны, да к тому же еще разворовываются.
Можно привести более экзотический пример – институт ПоволжСЭП ведет работы по восстановлению Большекарайской ГЭС в Романовском районе – одной из первых ГЭС, строившейся по плану ГОЭЛРО.
Наряду с ГЭС на малых реках и ветроэлектростанциях все большее распространение получают газотурбинные и газопоршневые генераторные установки. Это направление перспективно и активно развивается.
И тем не менее, делать ставку на перечисленные источники энергии пока нельзя – все это пока на уровне апробации и экспериментов.

Станет ли Саратовская область вторым Кувейтом или вторым Чернобылем?

—        Недавно в прессе прошла информация о программе выработки нефти под дном Волги. Как выяснилось, на старт проекта необходимо 20 миллионов рублей. Неужели это большая финансовая проблема? Или конечная эффективность нефтедобычи под дном Волги невысока, чтобы обеспечить быструю отдачу, поэтому нет и активности кого бы то ни было в этой сфере?
—        Поиск нефти под дном Волги – это пионерский проект, все равно что в науке – фундаментальные исследования. Привлечь на это деньги частников, которые не уверены в конечном результате – трудно. Кто знает, может быть эта нефтедобыча станет настолько перспективной, что из-за участков поднимется бум.
— Что получит область от 5-го и 6-го блоков Балаковской АЭС?
— Первое что получит область и Балаково – это новые рабочие места , причем не только в строительстве. Это и заказы оборудования, это целая инфраструктура рабочих мест
Проектируется второй источник теплоснабжения для города Балаково. Сейчас нагретая вода сбрасывается в пруд-охладитель и тепло бездарно уходит в атмосферу. запланирована прокладка теплотрассы, куда будет поступать нагретая вода – причем, вода безо всякой «лучевой начинки».
Плюс ко всему – развитие социальной сферы, планируется мост через канал, что решит острую транспортную проблему. Вот что дает пятый блок области.
—        На одном из заседаний Высшего экономического совета при губернаторе Саратовской области (ВЭС) речь шла об обеспеченности области ТЭР, и выяснилось, что у нас ничего своего нет. Балаковская АЭС – это Минатом, Саратовская ГЭС- РАО ЕЭС. Идет шумиха в прессе по поводу 5 и 6 энергоблоков БАЭС, а ведь когда их построят, они будут не наши. А вот те ГЭС на малых реках, газотурбинные генераторы – они будут «наши»?
—        Нас не устраивает не столько вопрос принадлежности той или иной энергопроизводящей станции, сколько накрутки на продукцию наших электростанций – АЭС и ГЭС. Кстати, и в Романовском районе подразумеваются частные инвестиции, а там тот, кто вложится в проект, не будет раздавать электроэнергию задаром. Это законы рынка. Тут другой вопрос – хозяин будет работать в условиях платежеспособного спроса, конкурируя с «Саратовэнерго», чтоб предложить более выгодные условия
—        Насколько велика разница в энергоснабжении области до передачи «Саратовэнерго» в СМУЭК и после?
—        Времени прошло мало, нельзя сделать однозначные выводы. Могу только сказать, что работают там квалифицированная команда менеджеров.
-Как отражается на саратовской промышленности рост тарифов на энергоносители? Как его сдержать?
— Отражается плохо. При всей масштабности работ по энергосбережению, которые в последние годы происходят, все же мы по энергосберегающим технологиям, безусловно, отстаем по западным и мировым критериям. Но мы должны прекрасно понимать, что быстро промышленность не перевооружишь, практическое энергосбережение в промышленности – это новые технологии, новое оборудование.
Увеличение тарифов скажется отрицательно на промышленности не только потому, что станут дорогими энергоносители. Повысятся тарифы – подорожают материалы, входящие в структуру себестоимости. А для машиностроительных и химических предприятий это самое основное, у них затраты на электроэнергию, может быть, гораздо меньше затрат на материалы. Этот рост сказывается на транспорте, на социальной структуре.
Я еще раз подчеркиваю неразумность нынешней тарифной политики. Почему, допустим, по Саратовской области тариф на энергоносители 58 копеек, а в Чувашии 38? Представляете, насколько промышленность Чувашии более развита?
Безусловно, нам здесь может помочь Единый тарифный орган. Но пока говорить о нем рано – у него даже пока нет названия официального, его даже и в законодательстве нет.
Самое главное в решении означенной проблемы – контроль тарифов по всей цепочке. Энергетики повышают тарифы – вслед за ними увеличиваются затраты угольщиков, увеличение затрат угольщиков вызывает рост затрат энергетиков и получается рост цен как снежный ком. С этой точки зрения разумным представляется предложение президента о том, чтобы тарифы пересматривались раз в год, чтобы производственники могли каким-то образом планировать свою деятельность в соответствии с тарифами на электроэнергию.
Вот эти принципы должны сыграть положительную роль в экономике. По крайней мере, со следующего года.

Саратовская мебель: мозгов нужно больше, чем древесины

— Какая продукция саратовских предприятий конкурентноспособна на российском и мировом рынках? Какую продукцию они экспортируют за пределы области и страны?
—        По химической промышленности практически все предприятия выпускают конкурентноспособную продукцию. В первую очередь это продукция «Оргсинтеза», Балаковские минеральные удобрения, балаковское химволокно, балаковорезинотехника –продукция последнего востребована всеми автомобильными заводами и отмечается тенденция к росту объемов производства.
Конкурентноспособны и востребованы наши аккумуляторы – сразу нескольких заводов области, в первую очередь АИТ, Электроисточник, НИИХИТ. Пользуются большим спросом запальные свечи, продукция завода резервуарных металлоконструкций и Хвалынского завода гидроаппаратуры, котельные завода «Энергомаш» и насосы АО «Нефтемаш-САПКОН». Продукция Саратовского подшипникового завода вообще получила мировое признание.
Особо хочется выделить нашу мебельную промышленность — Энгельсскую мебельную фабрику — безусловно, лучшую в России — , предприятия. «Карат-Плюс», «Платан»…
—        Вот интересно: своего леса нет, а мебельная промышленность есть, да какая!
—        Все определяется не наличием леса, а высокими технологиями производства. Поэтому на рынке деревообрабатывающей промышленности две страны занимают лидирующее положение – Италия и Германия, где не существует лесозаготовки, но уровень технической оснащенности и кадровой подготовки настолько высок, что превосходит «лесные» страны — и Швецию, и Финляндию, и Канаду, и Россию.
Для меня высокий уровень саратовских мебельщиков стал очевидным, когда я вошел в число совета директоров предприятия «Карат-Плюс». Сначала наши газпромовские инвесторы задались тем же вопрсом: зачем в степном районе что-то создавать? Поехали в Тюмень, и увидели там крайне низкую организацию производства, отсутствие квалифицированных кадров. Плюс к тому же там лес некачественный. Так и вернулись в Саратов. К слову сказать, импортное оборудование было запущено без посторонней помощи раньше оговоренных в контракте сроков – запустили менее чем за 5 месяцев. Наши итальянские поставщики были крайне удивлены. А чему удивляться. если пусконаладочные работы осуществляли бывшие работники СНИИМ и других предприятий оборонного комплекса?
Так что для такого производства важен не лес, а важны мозги.

Скоро ли в Саратов вернутся роботы?
— Сейчас весь мир переходит к гибким автоматизированным производствам (ГАП), мы это уже проходили в 80-х. Возможен ли ренесанс ГАП в Саратовской области?
—        Я бы тут проблему пошире поставил. Надо говорить не только о гибких автоматизированных производствах, а вообще о внедрении высокопроизводительного автоматизированного оборудования. Я с горечью вспоминаю, как в 80-х годах нам навязывалось – по делу и без – внедрение ГАП. Мы на Элмаше, к примеру, получили указание внедрить ГАП на гальванике. Это в наших-то условиях, когда в день проводилось покрытие трех сотен наименований продукции!
Сегодняшних ярких примеров возрождения ГАП нет. В большей степени значение для сегодняшней промышленности имеет значение комплексная автоматизация производства. Вот в этом плане я выделил бы Саратовский подшипниковый завод, где создание новой техники гармонично увязано с подготовкой кадров. Там открыт филиал технического университета, создан инновационный центр. Высококвалифицированным преподавателям технического университета вверены производственные площади, и там выполняются работы по разработке уникального оборудования, технологий импортных подшипников.
Ярким примером эффективного применения автоматизации производства можно считать предприятие «Хенкель.-Юг» и Саратовскую табачную фабрику.
Совершенно недавно я был в командировке на Горьковском автомобильном заводе. Что интересно: «Газели» и «Соболи» там собираются автоматами, а «Волги» — вручную. Все потому. что сама технология для этих машин разрабатывалась с учетом применения роботов. а «Волгу» до сих пор собирают по старой «безроботной» технологии.
Есть и еще один аспект автоматизации. В 90-м году я стоял на конвейере «Дженерал моторз» и удивлялся: ни одна из сходящих с конвейера машин не похожа окраской на другую. У нас же в те годы было масштабно и однородно: сто тысяч черных «Волг», сто тысяч белых, сто тысяч серых.
Спустя 10 лет и до ГАЗа дошла такая система работы – там «Соболи» и «Газели» выходят разных цветов.

Дефицит кадров в условиях безработицы

—        Внедрение автоматизированных производств и вообще развитие промышленности невозможно без квалифицированных кадров. Как в нашей области решается эта проблема?
—        В качестве удачного примера снова приведу Саратовский подшипниковый завод – он создает институт машиностроения, то есть у него появилась задача комплексного объединения инновационного процесса обучения студентов, эффективного задействования интеллекта преподавателей и разработчиков продукции, обучение своих сотрудников.
Совершенно понятно, что из стен такого предприятия будут выходить передовые разработки, быстро проходить апробацию, то есть совершенно иными темпами развивать производство.

Перспективы

— Каковы перспективы развития промышленности области?
 
Во-первых, планируется, что увеличится доля продукции обрабатывающих отраслей промышленного производства, в то время удельный вес продукции топливно-сырьевых отраслей сократится. В реальном секторе экономики должен быть баланс, и только тогда возможен ее устойчивый рост.
Во-вторых, ожидается, что к 2005 году более, чем на 50% увеличится добыча нефти и газа на территории Саратовской области .
И, в третьих, самым главным результатом явится то, что ежегодный прирост объемов производства составит 6-8 %, а в целом этот показатель к 2005 году достигнет 42% к уровню 2001 года.
Кроме того, к 2005 году прогнозируется, при условии планомерного роста заработной платы, увеличение численности работающих во всех отраслях промышленности на 11 тысяч человек, намечается рост числа прибыльных предприятий и налогооблагаемой базы.
Если промышленный комплекс будет обеспечен энергоресурсами, восстановлена система подготовки профессиональных кадров, все предприятия внедрят у себя эффективную систему управления качеством, то мы достигнем намеченного.

Нужны ли промышленности области «Промышленные ведомости»?

— Какую помощь в Ваших планах может оказать газета «Промышленные ведомости»?
—        Я очень благодарен прессе, когда вопросы ставятся принципиально, но нацелены на решение проблем, а не для раздувания скандалов, как это порой делается в СМИ. Хотелось бы видеть на страницах вашей газеты освещение опыта уничтожения химоружия и мониторинг саратовского топливно-энергетического комплекса. И, безусловно, актуальным является отражение взаимодействия науки и производства, информирование ученых, производственников, инвесторов области об опыте разработки и внедрения наукоемкой продукции в различных сферах экономики области.
Мы планируем в Саратове издавать газету, аналогичную «Промышленным ведомостям», и надеемся на плодотворное сотрудничество вашей газетой и с Комитетом Государственной думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.

Министр промышленности
ЛИСОВСКИЙ Сергей Михайлович 

Сергей ЛисовскийЛисовский Сергей Михайлович родился 17 сентября 1951 года в г.Саратове. Закончил Саратовский политехнический институт, квалификация — инженер-механик электронной техники. Прошел путь от старшего мастера, начальника цеха, начальника производственно-диспетчерского отдела, главного инженера до руководителя предприятия.
В 1989-2000 годах возглавлял ведущие саратовские предприятия электронной промышленности.
6 апреля 2000 года назначен на должность министра промышленности Саратовской области.

Беседу вел Андрей ФУРСОВ

«Саратовские новости» 28 марта 2002г.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: